Немешайте Мнеделатьглупости (veriochen) wrote,
Немешайте Мнеделатьглупости
veriochen

Море-Мо 2016. Очень большой пост про все.

Начнем с нашего большого мультфильма "Как бегемот в гости ходил" (из нашей с Сережей книги "Сказки из разных стран", пока мы ее немного забросили, но очень надеемся, что совсем не насовсем).
Мультфильм сделан в технике перекладки из камешков, а в конце вы увидите всех создателей (ну,почти всех, некоторые присоединились чуть позже).
Мне ужасно нравится, как получились все эти существа, их первобытность и непричесанность.

А теперь о лагере.
(напомню, что много всего, в том числе фото и отзывы можно посмотреть здесь:
Главное, он получился. И получился именно таким, каким хотелось больше всего: душевным.
У нас были чудесные участники, чудесные. И я думаю, это неслучайное волшебство, что мы собрались именно тем составом, которым собрались. Еще отдельно рада, что удалось приехать моим друзьям из разных городов (и познакомиться, и подружиться между собой).
И это все несмотря на приличное количество реальных трудностей, которые нам достались.
У нас было 16 семей-участников (помимо нашей и команды организаторов). География участников - обширная, города раскиданы по всей России. Детей - больше 20 (а возраст от года и до 18!).
Часть жила в домиках турбазы, остальные - в палатках (можно было привезти с собой или арендовать на месте).
В итоге у нас были: йога два раза в день (кроме тех дней, погода не позволяла), творческие занятия, много моря и купаний, потрясающие поездки, вкусная и разнообразная вегетарианская еда (о, как я люблю периоды, когда мне надо готовить и думать об этом! Хотя готовить люблю), вечерние костры и эвкалиптовая баня, очень много классных настолок (спасибо участникам, что поддержали нашу инициативу и привезли!), любители рыбалки наслаждались ей во всю.

О турбазе.
Конечно, для организации лагеря это очень удобно — пресная вода в любом количестве, электричество (нет проблем с освещением и зарядкой гаджетов). Мне лично немного не хватало дикости и уединенности прежнего места. Зато тут было ощущение защищенности и безопасности.
Само расположение турбазы - сочетание реки и моря - это, конечно, очень красиво. Подвесной мост, соединяющий берега реки (к морю можно, попасть,только перейдя через него, там жеи поляна для палаток) сначала пугает, но раз через 50 - уже нормально. А дети вообще быстро адаптируются, и носятся бегом (правда, пара инцидентов с "чуть не потеряли тапочек" и "нога застряла" все-таки присутствовали).
Вот этот мост и Сережа с собаками-охраной и талисманами турбазы. Зовут их Белый и Жужа. Мы все с ними очень подружились (но Сережа прямо особенно).

Рыбалка с моста

Вид с моста на реку в сторону моря в пасмурный день

Поляна с палатками

Песочницу придумали и сделали наши участники (вокруг как раз расположились палатки семей с малышами)

Мост ночью

Есть магазинчик с очень приятными ценами: мороженое (вафельный стаканчик -15 рублей, все совтальные виды — 25), лимонады, пиво (50 рублей), мандариновый сок (кажется, 150 рублей литр), кофе по восточному — 20 рублей, пиво — 50 рублей, а также домашнее вино и в бутылках. Можно заказать шашлык — 350 рублей за килограмм (замаринуют и пожарят)! У нас была группа товарищей, страдавших без мяса, которые не преминули воспользоваться этой возможностью.
Питание на турбазе (Сережа ел там) во многом совпадало с нашим вегетарианским, только утром к каше давали бутерброд с колбасой. Вообще, мясо там готовили редко, и в таком виде, в котором Срежа не ест — клали его в перцы и баклажаны. А еще он не ест суп, поэтому он иногда оставался без обеда, но добрые и внимательные работники кухни это заметили, и стали оставлять ему то, что он ест от предыдущего приема пищи. Некоторые варианты ужинов: макароны и хачапур, гречка и оладушки. Однажды, когда на обед дали сосиску, а на ужин котлету — это был супер-мясной день.

А теперь о самом течении лагеря по дням.
Еще когда мы только как следует отъехали от Москвы на поезде (вечером 8-го июля), выяснилось, что на турбазе случилось невероятное наводнение — разлилась река, впадающая в этом месте в море. Жертв нет, а вот разрушения были значительные. И все это в последний день предыдущего большого мероприятия на турбазе — фестиваля «Дом путешественника». Наводнение сильно напугало многих участников, и все, кроме организаторов, стремительно уехали, в том числе несколько семей, которые должны были после присоединиться к нам (т.е. теоретически нас должно было быть еще больше, и честно говоря, мы переживали по этому поводу, ведь изначально планировалось 10-12 семей-участников).
Последствия наводнения (уже порядочно ликвидированные) мы увидели, приехав на место (10 июля).
Все, что было полянками с травкой, теперь являлось лужами либо липкой грязью.
В том числе смыло то, что должно было стать нашим лагерем (в лесочке, в стороне от основной поляны), но в этот был в итоге и плюс — теперь нам достались отличные столы и огромный мощный тент в центральной части. Что бы мы делали без них в эти ливни, которые сопровождали нашу смену, ума не приложу.
Палатку мы поставили на песке.
Ночью шел ливень.
Меня больше всего волновало, что участники будут приезжать и расстраиваться. Поэтому своих друзей я заранее напугала смсками, чтобы они готовились к худшему, правда, молодец?
11 июля.
Все начали прибывать, немного пугаться, ставить палатки на песочек, а наиболее отважные — в кусочки тени посуше. Дождь то переставал, то снова. В какой-то момент солнце вылезло надолго, все успели накупаться и повеселеть.
12 июля. Официальное открытие.
Весь день заезжали порции участников (последние - поздно ночью).
Днем сделали спонтанно небольшое творческое занятие для тех, кто к этому времени уже прибыл - рисовали с помощью листьев восковой пастели (техника называется фроттаж)

Вечером после ужина поиграли в игры-знакомства, потом переместились на берег к костру.

13 июля.
Познакомились с акрилом, сразу нарисовали кучу шедевров для каменного городка и цифры для часов.

В полдник — порисовала аквагрим.

Вечером поехали на горячие источники. Вообще, у нас получился такой немного спа-лагерь: поездки на горячие источники (мы -2 раза, а народ, 4 и больше), эвкалиптовая баня (ближе к концу, но три раза мы успели), сплав по каньону, где в конце мы намазались голубой глиной. Это все помимо непосредственно моря, воздуха и еды, конечно. Еще была большая влажность, и мне совсем не нужен был никакой крем и гигиеническая помада (что в Москве невозможно себе представить, я только этими двумя штуками из всей косметики в основном и пользуюсь).
На источниках можно намазаться грязью (но нельзя ее уносить с собой, о чем строго предупреждает табличка), плавать в горячей минеральной воде и стоять под ее потоками.

(Наташа, ничего ведь, что тут ты с табличкой?)

14 июля
Днем занялись мультипликацией и оригами.
Под руководством Тани ребята складывали лягушек и зайчиков, со сной — рсовали и снимали двухфазовки. Кроме этого, Матвей с мамой Насти привезли свой штатив, и параллельно снимался еще один мультфильм из бумажных фигурок.

А вот и мультфильмы

15 июля
Ранним утром — очень красивый туман.

Отправились в ущелье - сначала ресторан "Ассир" (собственно, ресторан - это вход в ущелье), а потом в другое, совсем дикое, с очень крутым спуском, где дети спускались с помощью веревки.
Оба места нереально красивые, с ледяными хрустальными горными реками.

Кажется, в это же день мы двигали палатки (как я жалею теперь, что не вела дневник! Но как-то совсем не успевала) - жара просушила поляну, и все окончательно переехали в тень.

В дело активно пошли настолки. А еще я играла с детьми в "Поехали-поехали-стоп" (это где надо расстояние в шагах на глаз мерить - гиганты, лилипуты, зонтики. Какие все-таки у нас крутые игры были - тут тебе и движение, и счет, и глазомер). А потом - "Колечко" (хит на много дней).

Когда стало темно, встретила толпу детей с фонариками - такую возможность нельзя было упускать. Пофризлайтили - порисовали фонариками.

Сеанс одновременной игры, надпись МОРЕМО. Получилось ведь?

16 июля
Абсолютный хит — граттаж, техника, которую я очень люблю, и которая всегда вызывает массу энтузиазма у участников всех возрастов.

Когда мы плотно закрасили листы пастелью, покрыли черной краской и оставили сушиться, время подошло к полудню, и мы всей толпой отправились на пляж, чтобы заложить солнечные часы. И заложили! Строго на север, сверившись не только с тенью, но и с компасом. Угол наклона гномона около 45 градусов (должен соответствовать широте — 42 градуса, но мы решили, что имеем право на погрешность, и не стали пользоваться транспортиром).

И затем отправились обратно к граттажу.
Когда вернулись,обнаружили, что ветер активно подвигал наши «черные квадраты», поэтому граттаж получился у некоторых с сюрпризом — неизвестно было, твой ли тебе достался квадратик или чужой (а некоторые — заранее оказались сообразительными молодцами, и подписали работы с обратной стороны).
Пока работы досыхали, Наташа (не та, которая на фото с табличкой, а еще одна) успела показать оригами с историей (это где один из этапов - пароход, а в конце - коробочка,надо найти и тоже выучить).
А потом занялись процарапыванием в свое удовольствие.

Домики переместились в песочницу, где ими могли играть все желающие

Вечером снова была поездка на источники, но мы в этот раз остались в лагере, занялись уборкой в материалах, и сыграли в клюдо с теми, кто тоже остался.
А мы с Сережей еще поплавали ночью со светящимся планктоном.

17 июля
На занятии читали сказку «Как бегемот в гости ходил» и делали камни-персонажи для мультфильма (потому что на следующий день была запланирована поездка, а через день был запланирован дождь, как раз дождливый день мы и хотели использовать для съемки).

Начата постройка бани.
Народ начал окапывать палатки к дождю.
Вечером — пиксилировали на пляже, то есть снимали stiop-motion анимацию с детьми в кадре: прыгали-летали, исчезали-появлялись (это вошло в финал мультфильм про бегемота).

Это наша прекрасная команда за кадром

Это мы просматриваем, что же получилось

18 июля
Просто волшебная поездка на Гупский водопад и сплав по каньону.

Я прыгнула (не совсем удачно, немного попу-то отбила, но самую чуточку) с выступа — примерно метра 3 высотой (для меня достижение, я последний раз прыгала за 10 лет до этого с метровой высоты).

Ну, и сплав по каньону совершенно незабываемый.

Мирта (карликовый пинчер) терпеливо (но не очень) ждет возвращения участников.

Про то что там голубая глина, я уже писала.

На обратном пути заехали в магазин, купили булочки и вкуснейший мацони.
В этот день вечером я совсем устала. Поэтому в клюдо по многочисленным заявкам с детьми играл Сережа. Очень душевно посидели у костра.

19 июля
Дождь, дождь, дождь.
Снимали мультфильм про бегемота.

А это страус

Кроме этого - конструктор из фасоли и настолки.

Остап внезапно затемпературил, потом в этот же день еще несколько детей, и в последующие дни почти все остальные в несколько заходов. Начало у всех одинаковое - один день очень высокая температура, а потом - у кого - ничего, у кого насморк, у кого голос сел, у кого кашель. Взрослые заболели только некоторые, но по-разному. Абхазия, что поделаешь. Ну, хоть не кишечное - туалеты там не ахти, конечно, особенно чтобы толпой туда бегать.
Из-за дождя вся поляна опять расквасилась, Сережа затеял дорожку, все с энтузиазмом подхватили.

Вечером повела мафию (хит следующих нескольких дней). Оказалось, что 6-ти, и даже 5-ти летки (Таня - просто мега-мафиоза) могут прекрасно в нее играть.

20 июля
Собрали палки и ракушки. Делали из них, а также ниток и полосок ткани разные штуки: ловцы снов, лесные существа, тканые панно (несколько дней продолжали в свободное время).

Во второй половине дня сушили палатки и вещи. Продолжали делать дорожку.
Продолжали ловцы снов. Играли в «Черное-балое не надевать, вы поедете на бал?»

21 июля
Делали кукол для спектакля по сказке «Урсон-Пурсон»

В полдник отмечали день рождения Вани - 5 лет.
С ребятами сделали поздравительный плакат.

Папа Гриша при участии мамы Юли сочинил и провел увлекательный игровой пиратский квест.

А я - раскрасила отважных пиратов и не пиратов, конечно, тоже.

Вечером сделали пробную репетицию, и сочинили заглавную песню про селедку при помощи мамы Оли.
Это Данияр примеряет бороду "Урсона-Пурсона"

22 июля
Снова дождь.

Поэтому все плотно занялись настолками и мафией.
Правда, к занятию, он кончился. Занялись репетицией и игровыми театральными упражнениями.
Вечером отправились на источники.

23 июля
Делали мои любимое плоские домики — специально оставляю это занятие ближе к финалу, чтобы домики радовали участников в дороге.

Как обычно, процесс растянулся на весь день, а многие продолжали и в следующие дни, развивая идею дальше.
Так появился автосервис

И даже станция метро, состоящая из надземной и подземной частей, соединенных эскалаторами.

До ужина репетировали и играли.
После ужина сыграли сам спектакль «Урсон-Пурсон».

Наши зрители

Возможно, спектакль получился не таким уж зрелищным, четким и внятным, как мечталось, но для нас главное было, чтобы ребята получили максимум удовольствия от процесса. Поэтому мы сосредоточились на интересности упражнений и репетиций. Это у нас, кажется, получилось отлично. Думаю о нем дальше — хочется сделать его чемоданно-интерактивную версию.

24 июля
После завтрака отправились в Сухум. Начали с Ботанического сада, где нам очень повезло с экскурсоводом — Тамазом Аркадьевичем. Это он нам показывает цветок банана.

Мы с Сережей сделали вывод, что в идеале надо приезжать в октябре — тогда плодоносят финики, мармеладное и земляничное дерево. Ну, или в апреле — тогда особенно много всего цветет. Но и в июле все равно ужасно интересно, хотя мы и не особо интересуемся ботаникой. Только 300-летнее дерево не посмотрели, жалко (экскурсия наша была стремительной).

Затем прогулялись по набережной.
Вот какой гигантский эвкалипт мы там встретили!

Заскочили на рынок. Почувствовали себя настоящими туристами, потому что никак не могли собраться обратно в автобус. Затем — берег реки Гумисты (очень холодной и с очень быстрым течением). Купаться решились не многие, я лично быстренько окунулась.
Мост над ней прекрасен.

И наконец, финал экскурсии — обед национальной кухни. Так как лагерь у нас был вегетарианский, то и обед был представлен вегетарианской частью национальной кухни:
мамалыга (нечто среднее между тестом и хлебом), сыр, свежие овощи, соус из фасоли, что-то вроде паштета, тоже из фасоли с добавлением ореха, соленья (острые). Есть надо так: проделать в горячей мамалыге дырку, туда засунуть сыр, чтобы он размягчился. Сверху мамалыгу обмазать фасолевым соусом и фасолевым паштетом. Есть вприкуску с овощами. Но мы сначала ели неправильно, потому что овощи и сыр уже принесли, а мамалыгу — еще нет.
Это мамалыга.

Это фасолевый паштет и фасолевый соус

Потом хачапур.
И кофе.
Но уйти так просто не получилось — из-за соседнего стола прислали кувшин вина, мы им отравили фрукты, мужчин поймали на выходе и еще угостили вином, а детям выдали по куску арбуза.

А вечером мы смотрели чудесные теневые спектакли, которые подготовили ребята под руководством Оли и Наташи.
Зарисовка из первобытных времен и песня про Игуанодонта и Птеродактелицу с картонными куклами.

Путешествие в поисках огонька — из силуэтных теней и рук.

За сценой

Прощальный костер. Пели разные любимые песни.

Напоследок к нам приползла змея, и даже зачем-то попыталась залезть в костер. Спасли змею, т.е. отогнали.

25 июля. День окончания первой смены и отъезд основного количества участников (но уже начинает пребывать вторая смена, а еще многие из перовой остаются на две-полторы смены).
День рождения Анюты - 2 года — поздравили за завтраком.
Провожали, грустили.
Вечером сделали маленький спектакль под руководством Оли «Ворона и лисица».
Сережа неожиданно был елью, я сделала персонажам аквагрим.

Вороны в ожидании своего выхода

После спектакля весь вечер дети гонялись с картонным сыром, отбирая его друг у друга. Вот лисичка урвала себе кусочек

26 июля - поехали домой. Чучух-чучух.

Уф, даже не верится, что я наконец-то справилась с этим отчетом! Ура! Не прошло и месяца...
Наверняка, скоро я пойму, что забыла про тысячу Очень Важных Вещей...

П.С. Походный гамак из декатлона - просто очень крутая и незаменимая штука.

И еще несколько фото, которые не вошли в основной текст.
Рыбки в реке

Богомол у нас в гостях

Жук,который шипит

Спасибо тем, кто дочитал!